23 декабря 1973 года недалеко от аэропорта города Львов разбился самолет Ту-124 с 11-ю пассажирами
и 6-ю членами экипажа на борту. Вылетел этот борт из аэропорта Львова в 22 часа 4 минуты при отличных
метеоусловиях, однако когда Ту-124 набрал высоту порядка 1200 метров, от пилотов было получено сообщение
о пожаре в левом двигателе. Было немедленно дано разрешение на аварийную посадку, для чего пилотам
необходимо было развернуть самолет и попытаться посадить его. С земли хорошо были видны языки пламени
со стороны левого двигателя, и все подумали, что лайнер при взлете зацепил стрелу подъемного крана, стоявшего в створе взлетно-посадочной полосы. Тем временем, из-за небольшого удаления от аэропорта пилотам
Ту-124 не удалось совершить разворот по направлению к ВПП. Пролетев дугу радиусом 9 километров, самолет
столкнулся с землей в месте встречного подъема рельефа местности и полностью разрушился. Авиакатастрофа
произошла недалеко от села Миклош на расстоянии 18-и километров от аэропорта. Все 17 человек, находившиеся
на борту, погибли. Детали Ту-124 разлетелись по направлению полета на расстояние до 1000 метров, а двигатели
улетели вперед на 700 метров. Скорость в момент удара о грунт составляла примерно 530 км/ч. Расследование
причин этой авиакатастрофы показало, что двигатели не горели, и ответ дал лишь детальный осмотр всех деталей
силовых установок.
|
В момент максимальной нагрузки оторвалась одна из лопаток компрессора, что вызвало резкий
дисбаланс в двигателе, после чего произошло отсоединение питающей трубки топливопровода. Топливный насос
продолжал работать, и мощная струя керосина, воспламенившись, как резаком начала резать и плавить все вокруг.
Пламя высокой температуры прожгло левый борт самолета, а в двигателе огня не было. Причина отрыва лопатки
компрессора очень интересна. Лопатка компрессора крепится круглым стальным стержнем к его диску, и испытывающие огромные перегрузки стержни изготавливаются из закаленной стали по специальной технологии. Так вот, один
из новоиспеченных рационализаторов Пермского завода внес предложение не закалять каждый стержень по отдельности, а калить пучок стержней, что будет быстрее и дешевле. Как ни странно, руководство завода приняло на ура
это предложение, и внесло изменения в технологию. В результате центр пучка стержней оказался не закаленным, и
эти детали попали на сборку двигателей Ту-124. Когда двигатели находились на максимальной мощности, а такое
происходит при взлете воздушного судна, незакаленный стержень не выдержал нагрузки. Вот вам простая история
про рационализацию в авиастроении.
|